Репортаж с Конференции, посвященной
Андрею Тарковскому нa Международнoм
кинофестивалe "Зеркало"
(Иваново-Юрьевец-Плёс, 11-16 июня 2013).(Каталог конференции можно прочесть в формате PDF здесь, а фотографии с конференции и c других событий Фестиваля, на Первым Ивановским свадебным форуме (!!).
С 2007 г. в Ивановском
регионе проходит Международный
Кинофестиваль „Зеркало”, посвященный
Андрею Тарковскому.
Международная конференция
„Феномен Тарковского в
интеллектуально-художественной среде”,
организованная в рамках фестиваля,
cформировала
значимый
центр диалога для изучения и реактуализации
послания великого кинорежиссера и
мыслителя. Принятая
изначально c воодушевлением
специалистами и
прессой, к сожалению,
конференция не вошла в ежегодный
ритм фестиваля, но
ее отклик стимулировал
инициирование подобных центров диалога
в России и за рубежом (от Сан-Паулу
до Бухареста), a это значит, что проблематика,
поднятая Тарковским,
откликается в
разных контекстах
постмодерного мира в
любых краях нашей планеты.
Конференция 2013 года, третья по счету,
обещает восстановить прерванноe
звено традиции и
имеет все шансы на
это. Энтузиазм
ее главного
организатора, кинорежиссера Евгения
Цымбала, равно, как и отличное качество
докладов — доказывающее
существование
в России и
за ее рубежами
солидного научного корпуса,
структурированного на уровне нескольких
поколений, по изучению Тарковского
— прочные аргументы для включения
конференции в постоянную
программу кинофестиваля.
Известные российские
теоретики Дмитрий Салынский, Игорь
Евлампиев, Елена Пeтровская, Олег Аронсон
и Борис Ланин; молодые исследователи
Наталия Кононенко, Юлия Анохина,
Наталия
Баландина, Лев Наумов, Нина Савченкова;
мастера кино
Роланд Казарян и легендарная Нелли
Фомина, художник по костюмам на нескольких
фильмах Тарковского; специалисты из
Ивановского региона Елена Раскатова,
Леонид Таганов и Александр Тарасов;
зарубежные гости — писатель Шон Мартин
и режиссер Луиза Милне из Великобритании,
проф. Нейде Жаллагеас из Сан-Паулу
(Бразилия),
профессора Роберт Бэрд из Чикаго,
Джонатан Флэтли из Детройта и Михаил
Ямпольский из Нью-Йорка, проф. Ацуси
Саканива из Японии, режиссер Арво Ихо
из Эстонии, Андрей Горных и Лидия Михеева
из Литвы и Белоруссии, и всегда
харисматические Марина Тарковская и
Александр Гордон, обогатили своими
концепциями и наблюдениями постоянно
расширяющуюся мифосферу гениального
кинематографиста.
Конференция не
исчерпывалась
теоретическими докладами. Несколько
визуальных интервенций
— фотография, фильм и видео-арт
— освежили зрительный мир
высокопочитаемых исследователей.
Слайд-шоу с костюмами Нелли
Фоминой — редкость
в специализированных научных
акциях, вместе с документальным
фильмом Евгения Цымбала об Алескандре
Кайдановским, придали
конкретность монографическому измерению
конференции. Фото-проект
Арво Ихо Зона после Сталкера
показывает, как
главная локация съемок Сталкера,
когда-то заброшенный завод, превратилась
в место паломничества
для чудаков, приверженцев
великого кинорежиссера.
Фильм
видеоарт
Сергея
Святченко и Норико Окаку Mirror
by Mirror (2013), анимационный коллаж из
кадров и мотивов фильма Зеркало,
восстанавливает в
своеобразных координатах кусок
метафизического пространства Тарковского
— один из
редких живых и оригинальных артефактов,
выросших из духа Тарковского, которые
возвышаются над формальным
эпигонским подражанием.
Самым
распиаренным
событием фестиваля
и конференции стала
презентация в Юриевце
кинематографистам и широкой публике
приобретенного этой
осенью архива
Тарковского, вместе с Музеем
Тарковского повысившего
притягательность
и международный престиж волжского
городка. Коллекция черновиков, фотографий,
эскизов, видео- и аудиозаписей, прибывшая
на родину, не успеет покрыться пылью:
исследователи уже готовятся
изучить их во всех подробностях.
Какие еще вибрации
резонировали на волжском кинофоруме?
Разумеется, вибрации
самой Реки,
омывающей тихий
Юриевец, с
его старыми церквями и деревянными
ажурными домишками позапрошлого века.
А рядом — живописный Плёс, резиденция
знаменитого Исака Левитана и
акредитированный центр русской
пейзажистики, в
последнее время становящийся одним
из самых люксовых
речных курортов России. Старые
катера и новые
яхты, отремонтированные советские
гостиницы и роскошные виллы, только что
выросшие на берегу щедрой реки, но еще
не достигшие вершины туристического
аншлага, придают специфический дух
крошечной волжской жемчужине.
Киношники
и кинозвезды, спонсоры со своими
любовницами и журналисты, ностальгирующие
местные жители гуляют по главной
аллее,
соединяющей проекционные залы, борятся
со всесильными комарами, которых, по
экологическим или мазохистским
причинам, никто не хочет истребить,
здороваются с Райфом
Файнсом (Ralph
Fiennes), западным гостем
фестиваля, или с актерами, налетевшими
сюда более
для экзотического отпуска, чем для
премий, и общаются
с богемным Павлом Лунгином, убежденным
любителем курорта и фестиваля...
Спрашиваю автора Острова, самого
популярного в Румынии артхаусного
современного российского фильма, откуда
взялся заядлый и манипулирующий
антицаризм eго Царя?
— „А что, ты монархистка?!”
— игриво-угрожающе всматриваются
в меня круглые интеллигентные глаза,
которые становятся
сферическими. Монархизм на Руси продолжает
порождать оцепенение,
гораздо сильнее, чем в Румынии.
— „И вообще они смешались с
коммунистами и составляют теперь единую
партию!” —
сентенциозно
продолжает маэстро...
Встречаемся вновь и вновь, на народных
гуляниях с музыкой и уличными актерами,
где режиссер с удовольствием показывается
на творческих вечерах с чаем и
пирогами, на деревенских банкетах с
ухой и виноградом, на ночных просмотрах
на берегу Волги. Я
осталась для него монархистской.
Приветствуем друг друга душевно и
полемично, разговариваем о Боге, о вере
и искусстве... „Монархистoв надо
утопить”, провозглашает режиссер,
и никто ему не прикословит, но
сначала, как
султан Шахерезадe,
он задает мне
вопрос: „Как можешь одновременно
поддерживать и Тарковского,
и Параджанова? Или Тарковский, или
Параджанов!” Отвечаю ему несколько
слов о Раe... — слушает
меня удивленно и на минуту кажется убежденным.
Шaхерезады
разговаривают, неутопленные, на
берегах широкой
реки, где капустные бабочки занимаются
любовью, а комары атакуют стаями. „Слишком
много бабочек в этом году!”, комментируют
местные жители, для которых капуста
ценнее хлеба и кино.
В стране,
где возможно все. Даже Тарковский.
Другие отзывы прессы об Ивановской Конференции: "Ученые со всего мира обсуждают феномен Тарковского в Иванове" (37.ru, 13 Июня 2013).
Комментариев нет:
Отправить комментарий